В моей комнате, над полками с книгами
про Севастополь, парусные корабли и кругосветные
путешествия, висят в одной деревянной
рамке две фотографии. На одной – хрупкий
мальчонка в матросском костюмчике, на
другой – крепкий мужчина в брезентовой
штормовке, морфлотовской фуражке и рыбачьих
бахилах. Снимков два, а человек на них
один. Просто семилетний мальчик в белой
бескозырке превратился через три десятка
лет в просоленного океанскими ветрами
морехода. Это Евгений Иванович Пинаев
– моряк, писатель, живописец. Мой друг.
Есть особая, «гриновская» логика в том,
что мы, два жителя Уральского города Свердловска,
сорок лет назад познакомились в чудесном
Севастополе, на палубе четырехмачтового
барка «Крузенштерн». Я оказался там с
мальчишками из морского отряда «Каравелла»,
чтобы показать им один из самых громадных
парусников мира. А Евгений Иванович в
ту пору ходил на «Крузенштерне» матросом,
судовым плотником, а фактически – корабельным
художником.
Светила потрясающая луна, в зеленом небе
чернели снасти и рангоут океанского великана,
по палубам и трапам бродили таинственные
фигуры в драных камзолах, в косынках и
треуголках, вооруженные абордажными кортиками
и кремневыми пистолетами. На «Крузенштерне»
в те августовские дни шестьдесят седьмого
года снимался фильм по рассказам Александра
Грина…
Из динамика приглушенно неслась песня:
«Бог, храня корабли, да помилует нас…»
Все это осталось в памяти навсегда и
оживает с новой силой, когда смотришь
на полотна Евгения Пинаева. На темные
паруса зажатого в скальных проходах фрегата,
на запутавшуюся в такелаже луну, на огни
и маяки прибрежных городов, на штормовые
волны Атлантики, горячие побережья Африки
и Кубы, на пестрые фигуры флибустьеров,
на взмыленные корпуса трудяг-траулеров…
Это удивительный мир, который не тускнеет,
несмотря на весь прагматизм нынешнего
времени…
Годы неумолимо добавляют седину в редеющие
шевелюры старых боцманов и капитанов.
Но краски не знают седины. Картины всегда
молоды. От них, как и раньше, веет свежестью
пассатов, пахнет корабельными канатами
и морской солью. Я не раз видел, как светлеют
глаза мальчишек, замерших перед полотнами
Евгения Пинаева. Глаза тех, кто знает:
в мире существуют не только биржи, банковские
дивиденды и акции. Есть на свете еще необъятные
океаны, есть зовущие к себе острова и
волнующие кровь ветры.
Людям с такими глазами и служит живописец
Евгений Пинаев – своим мастерством и нестареющей
душой.
Владислав Крапивин,
писатель,
лауреат Российской литературной
премии им. А.С.Грина
Тюмень,
июль 2007
|
|