Сайт посвящён творчеству художника и писателя
Евгения Ивановича Пинаева
 
 
УралWeb. Регион в Интернете  
 

Калиновские встречи. Александр Бутырин. «Досье Новоуральск» Общественно-политическая газета. № 1(6) от 14 января 2010 г.

Со Светкой у Вейберта

Как-то, уже ближе к середине августа, на калиновском пляже Таватуя, который мы облюбовали для пленэра, Светка, вспоминая школьные уроки рисования, произнесла: «А знаешь, у Вейберта на днях юбилей. Восемьдесят».

К близким знакомым и друзьям мы себя отнести не могли, но желание поздравить Льва Павловича было…

В сентябре мы все же оказались у него в гостях.

Все просто: обыкновенный деревенский дом по улице Лесной, конмната, кровать, стол, кресло, кухня, мастерская… Все остальное – воздух, атмосфера его творчества. На стенах - знакомые по опубликованным репродукциям работы: «Легенда», «Коквинские печи», «Горные кедры»…

Кедры-кедры, ветви-корни, горные массивы Конжака, Серебрянки, Буртыма, отдельные скальные останцы и снова ветви-корни-кедры. Скупость красок гравюр и офорта, но шировкая гамма переживаний. Отталкиваясь от визуального восприятия природы, его работы приобретают некий тайный смысл и философию. Причем для каждого свой смысл и свою философию, и порой очень неожиданные для автора.

Мастерская. Офортный станок, стол, лампа. На веревке, на бельевых прищепках – листы бумаги с недавними оттисками.

Потом была кухня. Бокал сухого красного вина, кофе. Стихи дочери Натальи, эссе. Затем была другая проза. Его. Это был уже другой Вейберт. Не строгий и четкий в рамках гравюры, а где-то смешной и ироничный на фоне трагических воспоминаний о юности, светлый и ранимый в очень личных письмах-откровениях.

Я смотрел на Светку. Она то улыбалась, то становилась серьезной, то слезы текли по её щекам…

Такой вот он разный. График и прозаик. На его офортах – природа и скрытая философия, в рассказах и письмах – человеческие отношения и переживания, вывернутые наизнанку и не прикрытые ничем.

В прозе он, как это ни странно, где-то повторяет рисунки своей дочери Натальи. Он радуется жизни и по-прежнему интересен. В октябре – выставка в Москве, затем – в Питере, в конце года – Бог даст, в Германии. Там же выходит в свет и альбом его графики.

От Льва Павловича мы уходили поздно. Перед нами была ночью словно готовая для офорта доска, чтолько что покрытая лаком и ждущая рук своего мастера. Мы растворились в ней.


Неизвестный Пинаев

Осенью 2007-го мне совершенно случайно попал в руки октябрьский номер «Уральского следопыта». Я возвращался домой из Екатеринбурга на электричке. Полтора часа нужно было как-то убивать, поэтому волей-неволей пришлось перелистать весь журнал на несколько раз.

На одной из страниц внимание привлекла небольшая, три на четыре фотография мужика с усами. Мне показалось, что я его где-то уже видел.

Фотография и небольшая биографическая справка сопровождала рассказ «Пишите письма!». «День идет серебряной трескою, ночь дельфином черным проплывает», стояли в эпиграфе строчки Эдуарда Багрицкого.

«Евгений Иванович Пинаев, я пробежал глазами по тексту информации об авторе, - известный писатель и моряк, художник, автор двух изданных книг «Мир дому твоему» и «Голубой омар», лауреат премии Д.Н.Мамина-Сибиряка за роман «Похвальное слово Бахусу» , опубликованный в журнале «Урал». Несколько раз обошел вокруг света на паруснике «Крузенштерн». Увиденное воплотил в картинах, повестях и рисунках. В течение нескольких лет работал художественным редактором в «Уральском следопыте». Сегодня живет в небольшом поселке Калиново под Екатеринбургом».

Калиново… Точно. Я видел его в Калиново. Когда годом ранее хоронили Льва Павловича Вейберта, он присоединился к траурной процессии. Не сразу, а на полпути. А потом, уже на кладбище, с ним о чем-то долго разговаривал Виталий Волович, приехавший с группой художников из Екатринбурга. Точно, это он.

Я принялся за рассказ ( который, как выяснилось позже, оказался повестью с продолжением в нескольких номерах). Но мне так и не удалось дочитать его до конца, узнать, чем окончились перипетии его героя, Виктора Михайловича Заякина: в журнале обнаружился брак – один лист повторялся, а лист с окончанием «рассказа» отсутствовал. Но до меня все же долетели соленый морской ветер, шум пенящейся волны, запах пива с задворков межрейсовой гостиницы, «поганый язык» бичей, боцмана и рыбмастера Бурака с плавбазы «Кавказ»… и подкупающая искренность автора.

В начале декабря встреча с Евгением Ивановичем состоялась . Я приехал к нему в Калиново.

Евгений Иванович пригласил в дом. Расположились на кухне.

- Почему все-таки море? – переспросил он. – Родился в северном Казахстане, абсолютно сухопутном, но была мечта…

Ходил на промысловых судах, двухмачтовой шхуне «Испаньола», баркентине «Меридиан», барке «Крузенштерн». Был матросом, плотником, подшкипером, боцманом. Даже то, что сейчас живет в Калиново, не случайно. Когда вышел на пенсию, этот дом, который продавали бывшие хозяева, приглядел для него Лев Павлович Вейберт. Сообщил Евгению Ивановичу. Он с женой приехал.

Над Таватуем стоял туман такой, что противоположного берега озера не было видно. Словно море. Поэтому, не раздумывая, здесь и остался.

Сюжеты книг – личные впечатления. Как говорит сам Евгений Иванович, «с изрядной долей художественного свиста».

Любовь к рисованию – это тоже с детства. Учился в Свердловском художественном училище, Республиканской школе живописи в Кишиневе, Художественном институте им.Сурикова.

Он достал каталог с последней выставки его работ, открывшейся в Ирбитском музее изобразительных искусств. Тот же соленый морской ветер, шум пенящейся волны, разбивающейся о рифы… «Остров Командора», «Этюд с траловой делью», «Путь в неведомое», «дом с окнами на море»…

Последняя работа «Вечер в Босфоре» сгорела прямо на мольберте. Пожар, начавшийся в соседнем доме, перекинулся на дворовые постройки Евгения Ивановича. Сам дом удалось отстоять, но вот его каюта: мастерская и рабочий кабинет, с компьютером, рукописями, рисунками, книгами, штурманскими картами, колесом штурвала – всем, чт напоминало о море, сгорела.

Слава Богу, сохранились электронный копии текстов.
Он ненадолго удалился и пришел с пропахшими от дыма листами. – Можете взять почитать… «Шантарское море», «Требуется робинзон».

Еще немного позлоупотребляв временем хозяина, я распрощался с ним, но не с его книгами.

Я конечно же их прочитал. А так же и «Бахуса», и незавершенные «Злоключения «Бродячей кошки»… И хочется пожелать старому моряку, чтобы на его огороде около бани, как и прежде, на флагштоке гордо развевался Андреевский стяг – символ его мальчишеской мечты, которую он пронес через всю жизнь.

Когда я рассматривал каталог его работ, то обратил внимание, что рукой Евгения Ивановича в буклете исправлены неточности в названиях картин, биографической справке, датах… Но одна поправка меня поразила: на первой странице, где посередине в пять строчек было написано «К 75-летию со дня рождения известного уральского художника», была зачеркнута строчка со словом «известный».

Действительно, неизвестный Пинаев. Обыкновенный на вид, скромный русский человек – писатель, художник, моряк, увидевший мир и постаравшийся донести до людей свои чувства и мысли через картины и книги.

Увидят ли это люди через ширму повседневности и гламурный глянец нынешней массовой культуры, от которого все больше подташнивает в последнее время?



 
   

 



Hosted by uCoz